Возделывыя землю, думаем о России...
СМИ о нас все публикациии

"Кирсановская газета" №12 (17999) от 23.03.2016

Важнейший компонент самоопределения

В период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом перед школьником неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос: "Кем быть?" становится важным не только для самого учащегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России. Но, как правило, выбор профессии учеником очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Не каждый ученик, окончив основную школу, задумывается перед выбором какой профиль выбрать для дальнейшего обучения в средней школе. Это чаще всего выбор родителей или случайно выбранный профиль. Получается, что учебное заведение выполняет роль «социального убежища» для «профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает не в школе, а уже в учебном заведении. 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. …
Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную?
Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.
Поэтому наша цель в основной школе сформировать у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования. Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.
Для успешной реализации экспериментальной работы по введению предпрофильной подготовки и профориентационной работы в нашей школе разработана целевая комплексная программа «Предпрофильная подготовка и профориентационная работа учащихся МБОУ «ООШ» города Кирсанова». И цель нашей программы заключается в разработки модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки подрастающего поколения в условиях современной массовой школы, а также создание условий в школе для подготовки девятиклассников к жизненно важному выбору профессии.
Школой заключены договора:
- о совместной образовательной деятельности по многоуровневой непрерывной подготовке специалистов в системе « Основная общеобразовательная школа-среднее профессиональное образование» с ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж города Тамбова. После окончания курса «профессиональная педагогическая ориентация учащиеся получают свидетельство « Младший воспитатель» ;
- о предпрофильном обучении учащихся 7-х-8-х классов по курсу «Введение в профессию» по направлениям «Техномир», «Введение в агробизнес» с ТОГАПОУ « Аграрно- промышленный колледж;
- о сотрудничестве с Тамбовским государственным техническим университетом по осуществлению довузовской подготовки учащихся 9-х классов по дисциплине «Основы дизайна», « Основы инженерной графики».
На основе регионального базисного учебного плана в школе разработан и утверждён учебный план для обучающихся восьмых и девятых классов. Из часов, отведенных на компонент образовательного учреждения, были выделены часы на организацию предпрофильной подготовки. В восьмом классе в вариативную часть учебного плана введены курсы «Основы инженерной графики» и «Учимся писать сочинение», в девятом классе: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами», «Сжатое изложение, сочинение-рассуждение: особенности и трудности», «Основы дизайна», «Азбука питания», «Психолого-педагогическая ориентация».
Для учащихся 1-7 классов разработана программа профориентационной работы. В рамках внеурочной деятельности ведутся кружки и секции профориентационной направленности: «Юный исследователь», «Художественная обработка ткани», «Умелые руки», «Маленькие волшебники» (изостудия) и др. Большая работа ведется учителями начальной школы по формированию портфолио учащихся. Начиная с первого класса учащиеся совместно с педагогами и родителями собирают в него все свои достижения и награды.С 2016 года школа начала реализацию регионального проекта « Образовательная робототехника». Приобретены робототехнические конструкторы Перворобот LEGO WeDO, позволяющие учащимся начальной школы создавать простейшие автоматические системы для решения игровых и соревновательных задач. Конструкторы Перворобот LEGO WeDO позволят организовать учебную деятельность по различным предметам и проводить интегрированные занятия. Результатом образовательной деятельности является приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют выявлению и развитию одарённости детей.
В рамках профориентационной работы школа заключила договор с ООО «Кристалл» города Кирсанова о сотрудничестве в сфере реализации мероприятий по профориентационной подготовке учащихся. На базе школы создана площадка по реализации комплекса мероприятий профориентационной подготовки обучающихся, а также по формированию личного профессионального плана одаренных школьников. Основными задачами сотрудничества является создание условий для осознанного самоопределения школьников в выборе профессий с учетом требований регионального рынка труда. Разработана совместная профориентационная дорожная карта, по плану которой в школе проводятся мероприятия совместно с ООО «Кристалл», такие как: « Мир профессий», «Наш профиль», «Моя будущая профессия», « Все работы хороши – выбирай на вкус». В школьной газете Школьный звонок» есть рубрика «Кем быть». В рамках совместной профориентационной работы с ГК «АСБ» ребята знакомятся с профессиями агронома, инженера, технолога, маркетолога. Систематические еженедельные экскурсии на Кирсановский сахарный завод «Кристалл» и Кирсановский маслозавод «Кристалл» позволяют увидеть работу предприятий, оснащенных современной отечественной и импортной техникой изнутри. Многим ребятам уже в школе это позволило сделать свой выбор, связать свою жизнь и трудовую деятельность с производством ООО «Кристалл». Учащиеся нашей школы принимают участие в конкурсе презентаций « От школьного предмета – к профессии ГК «АСБ», в конкурсах проектных и исследовательских работ « Лучший практический проект», «Я и моя профессия» «Лифт в будущее», командный конкурс «Ярмарка профессий ГК «АСБ».
В рамках профориентационной работы и предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеурочной деятельности. Портфолио позволяет учащемуся реально с учетом требований времени планировать, прогнозировать и составлять свой индивидуальный маршрут непрерывного образования с учетом личностных качеств и желаний.
В школе ведется непрерывная работа с родителями. На родительских собраниях школа ведет диалог о целях и содержании предпрофильной подготовки, приглашаются представители педагогического колледжа города Тамбова, аграрно- промышленного колледжа города Кирсанова, Тамбовского государственного технического университета, ГК «АСБ» и др.
С целью профильной ориентации учащихся 8-9 классов при участии социального педагога школы, учителей – предметников, классных руководителей ежегодно проводятся следующие мероприятия: встречи с людьми различных профессий нашего города; конкурс эссе «Мой выбор»; проекты «Профессии моих родителей», «Престижные профессии».
Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Г.КОНДРАКОВА,
директор основной общеобразовательной
школы г. Кирсанова